Легендарный «Косогоров»
Сравни революции. – Пионер самогонного движения. – Аргументация скептиков. – Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. – Самогон это технология. – «Не провраться ни в содержимом, ни в упаковке.» – Наконец-то размножился!
Самогон в легальной продаже? То, что сейчас воспринимается в порядке вещей, не так давно, в начале нулевых, было сравни революции. И первопроходцем, пионером «самогонного» движения следует с очевидностью признать «Косогоров самогон», придуманный и впервые произведённый в 2003 году.
Многими этот бренд на старте воспринимался крайне скептически, и аргументация скептиков не сказать что бессодержательна, просто так не отмахнуться. Самогон сопровождается негативными коннотациями: мол, это недорогое «бухло» невысокого качества, можно пить, когда водки нет, а так-то лучше взять водки. При этом по технологии легальный самогон (сделанный на лицензированном заводе, с уплатой всех акцизов, налогов и сборов) оказывается существенно – в разы – дороже ординарной водки. Как пишут в интернете, «разрыв шаблона». Наконец, не внушали доверия и зачинатели бренда «Косогоров самогон», до создания марки не имевшие никакого опыта ни в производстве, ни в торговле алкоголем. Над ними за глаза откровенно посмеивались.
Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Вопреки желанию скептиков, «Косогоров» появился в продаже, сначала в Москве, затем и по всей стране. Появиться мало – он в продаже остался, и остаётся до настоящего времени, на протяжении уже более чем десяти лет. Что говорит само за себя. А высшее признание состоятельности самогонной идеи – это, конечно же, появление последователей. У «Косогорова самогона» нынче есть конкуренты, из самых сильных следует упомянуть «Полугары» от Бориса Родионова и молодой бренд «Деревенский самогон». «Деревенский» с «Косогоровым» делят одну нишу – напитков по 700-900 руб. за поллитра. «Полугары» существенно дороже, правда, есть один примерно в той же ценовой категории – родионовский «Хлебник».
Что же представляет собой самогон, в чём отличие от водки, и почему он так хорош (вар.: плох, каждый решает для себя) и так недёшев. Основатели «Косогорова самогона» так формулируют ответ на этот вопрос: самогон – это в первую очередь технология. Перегонка (более наукообразно: дистилляция) слабоалкогольного сырья. Причём сырьё может быть совершенно различным: зерновая или сахарная брага, виноматериал, сброженные ягоды или фрукты. В мире дистилляция – технология хорошо известная, с её помощью получают все благородные напитки мира: виски, коньяк, текилу, ром, граппу и т. д. Ну, и самогон – в России. Дистилляция гораздо более затратна (по сырью, времени, энергии), нежели ректификация – технология быстрого получения химически чистого спирта, лежащая в основе водочного производства. Но при этом напитки получаются разнообразными, с «памятью» о сырье, из которого они были сделаны (вы с лёгкостью узнаете хлебные тона в ржаном или пшеничном самогоне, а вот в водке навряд ли). Разнообразными – и просто вкусными, без отвратительного запаха этилового спирта, который в водках пытаются маскировать присадками. Собственно, вот и весь секрет самогонного успеха.
Хотя сами авторы «Косогорова» считают, что не только в этом: «Главным критерием при придумывании самогона была честность: важно было не провраться ни в содержимом, ни в упаковке.» Что ж, это правда: своеобычность и «аутентичность» дизайна первого легального самогона сразу бросаются в глаза. Этикетка – как будто из обёрточной бумаги, все надписи сделаны в виде оттисков штампов. На дизайн «Косогорова» рынок сначала смотрел в оторопи, а затем... начал массово его копировать – что ж, таков удел всех ярких брендов.
Но главная новость от «Косогорова самогона» в текущем году – он наконец-то размножился, обзавёлся разными сортами. К виноградному «Косогорову самогону №5» добавились пшеничный (№2) и ржаной (№3), и обещают, что то ли ещё будет – новые разновидности на подходе. Наглядная демонстрация ключевого тезиса авторов о том, что самогон – это технология.